В очерке автор характеризует не только поэзию, но и публицистику Ф. И. Тютчева, его отношение к революции, католицизму и назначению России, отмечает необыкновенную проницательность и политическую дальновидность поэта.
— Отдельное издание. — М., 1874; второе изд. — М., 1886. Написан в 1873—1874 гг. Публикуется в сокращении.
1 Имеются d виду статьи Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» («Современник», 1850, № 1, Отд. VI, с. 42—74) и И. С. Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» («Современник», 1854, № 4, Отд. Ill, с. 23—26).
2 Имеются в виду 92 стихотворения Тютчева, опубликованные в качестве приложения к третьему номеру журнала «Современник» за 1854 год.
3 И. Аксаков ссылается на 5—6 й тома «Истории государства Российского» Н. М, Карамзина.
4 Имеется в виду «Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынине, им самим написанное», опубликованное в журнале «Русская старина», 1871, т. 3, апрель.
5 Имеется в виду план восстановления греческой монархии, вынашиваемый правительством Екатерины II во время русско-турецкой войны 1787—1791 гг.
6 То есть после изгнания наполеоновских войск из России.
7 Однако в 1813—1819 гг., являясь для Ф. И. Тютчева учителем русского языка и одновременно воспитателем, Раич С. Е. (1791—1855) еще был никому не известным выпускником семинарии и студентом Московского ун-та, который окончил в 1818 году. Учитель и ученик в 1816—1818 гг. даже вместе ходили слушать одни и те же лекции в университете, один — как полноправный студент, другой — как вольнослушатель.
8 Муравьев Н. Н. (1768—1840) — математик. Училище, или школа колонновожатых, была основана в 1815 г. и готовила военных проводников-топографов. Муравьев А. Н. (1806—1874) — правовед, очеркист; сотрудничал в пушкинском «Современнике» (1336).
9 Имеется в виду Общество молодых любителей литературы («кружок Раича»), созданное Раичем в 1822 г., когда он был преподавателем Московского университетского пансиона. Одоевский В. Ф. (1803—1869) — писатель, критик; Ознобишин Д. П. (1804—1871) — поэт, переводчик; Путяга Н. В. (1802—1877) — прозаик.
10 «Новые Аониды» (1823) и «Северная лира» (1827, совместно с Оанобишиным).
11 «Галатея» выходила в 1829—1830 м и в 1839—1840 гг.
12 И. Аксаков оговорился. Мерзляков прочитал стихотворение «Вельможа. (Подражание Горацию)» — так значится в протоколах заседаний Общества. Однако произведения с таким названием у Тютчева нет, предполагают, что это было стихотворение «На новый 1816 год» (см.: Пи rape в К. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962, с. 13).
13 «Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду» (вариации на тему 29-й оды Горация из третьей книги «Од») было прочитано на заседании Общества год спустя, 9 марта 1819 г„ и опубликовано в «Трудах Общества любителей российской словесности при имп. Московском ун-те», ч. 14. М., 1819, с. 32—36.
14 По свидетельству Раича, они начали посещать лекции с 1816 г. (см.: Раич С. Е. Автобиография. — «Русский библиофил», 1913, № 8, с. 25).
15 Оболенский В. И. (1790—1847) — переводчик; преподавал греческий язык в Московском университете в 1833—1843 гг.
16 В те годы для аттестации окончивших университет были уставов-
лены две степени (звания) — действительного студента и кандидата. Вторая была выше и давала право на защиту магистерской диссертации и получение соответствующего звания — магистра, что равносильно современному званию кандидата наук.
17 Кульм (ныне Хлумец) — местечко в Чехии северо-западнее Праги, около которого русско-прусско-австрийские войска (так называемая Богемская союзная армия) в упорном двухдневном сражении 17—18 августа 1813 г. разбили корпус наполеоновского генерала Д. Ваядама, после чего французские войска вынуждены были отойти к Лейпцигу, где 16—19 октября произошла знаменитая «битва народов*, сыгравшая решающую роль в освобождении Германии от власти наполеоновской Франции.
18 И. Аксаков оговорился: об этом Тютчев писал родителям в октябре 1840 г. Цитата неточна.
19 Пфеффелъ К. (1811—1890) — нем. публицист, брат второй жены Тютчева — Эрнестины Пфеффелъ-Дёрнберг (1810—1894). «Статьей* И. Аксаков называет «Письмо к редактору*, опубликованное в газете «Univers» в августе 1873 года.
20 Шеллинг Ф.-В.-И. (1775—1854) — немецкий философ-идеалист.
21 Неточная цитата из письма И. В. Киреевского матери и отчиму от 21 мая/2 июня 1830 г. (см.: Киреевский И. В. Поли. собр. соч., г. 1. М., 1861, с. 58).
22 И. Аксаков оговорился — встреча произошла в октябре 1830 года (см.: Жуковский В. А. Дневники. Спб., 1903, с. 428—430).
23 См. письмо к Н. П. Шереметьевой (Ж у к о в с к и й В. А. Соч., т. 6. Спб., 1878, с. 502).
24 Тютчевым было написано три статьи: «Россия и Германия», «Россия и революция* и «Папство и римский вопрос».
25 Строки из стихотворения «Душа моя — элизиум теней...»
26 Эта и следующая строфы йз стихотворения «О, вещая душа моя!..». Здесь и далее разрядка в стихах И. Аксакова.
27 Строки из стихотворения «Весна* («Как ни гнетет рука судьбины...»).
28 Строка из стихотворения «Чему молилась ты с любовью...»
29 Первой женой Тютчева была вдова Элеонора Петерсон (1799—1838), урожденная графиня Ботмер.
30 И. Аксаков оговорился — стихотворение было напечатано в газете «Молва» 16 марта 1833 г. Цитирует же он вариант, опубликованный в «Современнике» (1854), который отличается как от первоначальной публикации, так и от автографа. В дальнейшем ни варианты, ни правка издателей в цитируемых стихах не оговариваются, исключение сделано лишь для тех случаев, когда И. Аксаков заменяет авторские выражения своими.
31 Стихотворепие было опубликовано в третьем номере журнала (с. 15).
32 Тютчев возвратился на родину в сентябре 1844 г.
33 См. примеч. 19 и 29. К моменту возвращения у Тютчева было пя-
теро детей — три дочери (Анна, Дарья и Екатерина) от первой жены и дочь (Мария) и сын (Дмитрий) от второй.
34 Стихотворение «Итак, опять увиделся я с вами...» было написано 13 июня 1849 г. Дата, которую приводит И. Аксаков, была ошибочно проставлена Эрнестиной Ф. Тютчевой на втором автографе стихотворения,
35 Хлопов Николай Афанасьевич (ум. 1826) — дядька молодого Тют* чева, находился неотлучно при поэте и в первые годы его пребывания за границей. Вернулся он в Москву 11 июня 1825 г., но не один, а сопровождая Тютчева во время его первого приезда на родину из Мюнхена. Больше Хлопов за границу не выезжал.
36 Строфы из стихотворения «Глядел я, стоя над Невой...»
37 Первые три строфы стихотворения «Давно ль, давно ль, о Юг блаженный...». У Тютчева слова «во время био» выделены. Далее цитируются первая и третья строфы стихотворения «Вновь твои я вижу очи...». Во второй строфе — неточность, должно быть: «И один твой южный взгляд...»
38 Вчинать (общерусск.) — начинать, починать, зачинать.
39 Царское правительство действительно осудило восстание греков против Турции, начавшееся в 1821 г., однако оно поддерживало борьбу сербского народа против турецкой неволи. И. Аксаков, по-видимому, имел в виду тот факт, что, добившись независимости Сербии по Бухарестскому миру 1812 г., Россия, ослабленная войной с Наполеоном, не смогла воспрепятствовать захвату Сербии турецкими войсками и восстановлению над ней власти султана в 1813 году.
40 Тугендбунд (нем.) — «Союз добродетели». Так называлось тайное общество, основанное в Кенигсберге (ныне г. Калининград) в 1808 г., целью которого было освобождение Пруссии от власти наполеоновской Франции и проведение государственных реформ.
41 Публикация памятников древнерусской литературы и письменности была начата Новиковым Н. И. (1744—1818) в сборниках «Древняя российская Вивлиофика» в 1773 году. Вивлиофика (калька с греч.) — библиотека. В XIX в. это дело было продолжено Обществом истории и древностей российских, основанном при Московском ун-те в 1804 г., и Археографической комиссией, созданной в 1834 году.
42 Перефразировка строки «Ты духа жизни допроси!..» из стихотворения А. С. Хомякова «России» («Гордись! — тебе льстецы сказали...»).
43 Имеется в виду заметка К. Пфеффеля о Тютчеве, написанная по просьбе И. Аксакова. Хранится в архиве Мурановского музея.
44 Имеется в виду стихотворение «К Ганке». Ганка Вацлав (1791—1861) — чешский ученый и писатель, деятель национального возрождения, был сторонником сближения Чехии с Россией. Ниже, цитируя названное стихотворение, И. Аксаков заменяет слово в четвертой строке. У Тютчева: «Нашим кровным и друзьям...»
45 Погодин установил связи с чешскими славистами, деятелями национально-освободительного движения В. Ганкой, П.-Й. Шафариком (1795—1866) и Ф. Палацким (1798—1876) в 1835 году. Панславизм — идея объединения всех славянских народов в одно государство.
46 «Воспоминания о Ф. И. Тютчеве». — «Московские ведомости», 1873, 23 июня.
47 Утверждение И. Аксакова неточно. Цикл «Наполеон», состоящий из трех стихотворений, создавался Тютчевым на протяжении почти двадцати лет. Так, стихотворение «Два демона ему служили...» было написано в начале 30-х годов и связано с появлением книги Г. Гейне «Французские дела», где, в частности, говорилось, что в голове Наполеона «гнездились орлы вдохновенья, между тем как в сердце вились змеи расчета» (см.: Гейне Г. Собр. соч, т. 5. М., 1958, с. 263—264). Стихотворение «И ты стоял — перед тобой Россия...» создавалось в 1849 г. во время работы Тютчева над трактатом «Россия и Запад».
48 Строки из стихотворения Хомякова «На перенесение Наполеонова праха». Ниже цитируется его же стихотворение «Еще об нем».
49 Статья «Россия и Германия» была написана в форме письма и адресована редактору газеты « Allegemeine Zeitung» Густаву Кольбу, но не была там опубликована. Вышла отдельной брошюрой на французском языке в Мюнхене в 1844 г. под заглавием «Lettre а ш-г le docteur Gustave Kolb, ге- dacteur de la Gazette Universelie». Заглавие «Россия и Германия» было дано ей редактором первого Собрания сочинений поэта, вышедшего в 1886 году.
50 И. Аксаков имеет в виду один из эпизодов борьбы славянофилов за самобытные начала русской жизни, который был связан с отказом от западноевропейских фасонов одежды — сюртуков, фраков и тому подобное и головных уборов и демонстративным ношением национального платья. Инициатором такой формы борьбы с подражательностью был Константин Аксаков. Он отпустил бороду, считая, что «борода при русской одежде необходима», что она «есть часть русской одежды», сшил себе «святославку» и «мурмолку» и, начиная с осени 1844 г., стал появляться на улице и в обществе только в таком виде. Эффект, по свидетельству современников, был огромен, общественный резонанс — тоже. Появилось много подражателей, особенно желающих ходить с бородой. Сыновье начинание было поддержано С. Т. Аксаковым, также надевшим «святославку». Однако напуганное революционными событиями 1848—1849 гг. н усмотрев в борьбе за «русское народное платье» опасные западные влияния, так как, по словам шефа жандармов графа А. Ф. Орлова, «на Западе бороды — знак, вывеска известного образа мыслей», царское правительство в апреле 1849 г. издает специальный циркуляр, запрещавший дворянам носить бороды, а следовательно и национальные русские одежды. При этом с Константина Сергеевича и Сергея Тимофеевича Аксаковых были взяты персональные расписки, что они обязуются строго выполнять предписания данного циркуляра. Мурмолка — древнерусский головной убор, известный еще в домонгольский период; имел форму невысокого колпака из дорогой ткани с меховой опушкой или отворотами из меха; отвороты также могли быть из другой, но только узорной ткани; в новое время такого типа шапки носили стрельцы. Святославка — так Аксаковы называли верхнее платье, которое было пошито по их заказу; своим покроем оно напоминало старинный зипун — древнерусскую долгополую верхнюю одеясду без ворота.
61 Имеется в виду Крымская война 1853—1856 гг. Процитированное стихотворение «Эти бедные селенья...» написано 13 августа 1855 г.
62 Строфы из стихотворения «Теперь тебе не до стихов...» Написано 24 октября 1854 г., в разгар Крымской войны, когда Россия, по словам самого Тютчева, как и в 1812 году, оказалась «опять одна против всей враждебной Европы». (Письмо к жене от 2/14 февраля 1854 г.) Богохульные, богомерзкие — по терминологии Тютчева, неправославные.
63 Заключительные строки стихотворения «Остров». Ниже цитируется стихотворение Хомякова «России». («Гордись! — тебе льстецы сказали...»).'
64 Имеется в виду предисловие Ю. Ф. Самарина ко второму тому четырехтомного собрания сочинений Хомякова, изданному в Праге в 1861—1873 гг. Второй том вьппел в 1868 году.
65 Стихотворение «Напрасный труд — нет, их не вразумишь...» Первые две строки И. Аксаков приводит в своей редакции.
66 Эта часть биографического очерка в настоящей публикации опущена (см.: Аксаков И. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886, с. 121—234).
67 Строки из стихотворения «Итак, опять увиделся я с вами...».
68 Имеются в виду три брошюры Хомякова под общим названием «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях» (первая вышла в 1853 г. в Париже, другие две — в 1855 и 1858 гг. в Лейпциге), а также упоминавшиеся выше статьи Тютчева.
69 Перефразировка строки «И жить торопится и чувствовать спешит...» из стихотворения П. А. Вяземского «Первый снег».
70 И. Аксаков оговорился: Пушкин родился на Немецкой улице (ныне улица Баумана).
71 Имеется в виду Д. И. Писарев и его статья «Белинский и Пушкин. Лирика Пушкина», Ниже цитируются заключительные строки стихотворения Пушкина «Поэт и толпа».
72 И. Аксаков здесь неточен. Гагарин И. С. (1814—1882) — сослуживец Тютчева по Мюнхенской миссии (он занимал в 1833—1835 гг. должность атташе), приехав в Петербург в конце 1835 г. и удивившись тому, что Тютчева как поэта совсем не знают на родине, показывает его стихи П. А. Вяземскому, который, в свою очередь, знакомит с ними Жуковского, и только после этого из рук Жуковского они попадают к Пушкину. 73 Вяземский, и Жуковский, и Пушкин высоко оценили тютчевские стихи, которые затем были помещены в 3-м (16 стихотворений) и в 4-м (8 стихотворений) томах пушкинского «Современника» на 1836 г. за подписью «Ф. Т.». Неточен И. Аксаков, также утверждая, что Тютчев не выступал в печати четырнадцать лет. В 1848 г. в газете «Русский инвалид» был опубликован отрывок из его стихотворения «Море и утес», а в 1850 г. в двух апрельских и июльском номерах журнала «Москвитянин» и в майском номере журнала «Киевлянин» были опубликованы шестнадцать стихотворений поэта. В последующие два года увидели свет еще одиннадцать его стихотворений (см.: Пигарей К. Жизнь и творчество Тютчева, с. 136—138).
Статья опубликована в сборнике: Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. — М.: Современник, 1981. (Б-ка «Любителям. российской словесности»).