- История литературной критики в России
- критика и художественная литература
- Критика и эстетика
- Критика и социология
- Литературная критика сегодня
- Абдуллаев Е. (1)
- Адамович Г. В. (0)
- Аксаков И.С. (5)
- Аксаков К.С. (22)
- Александров Н.Д. (1)
- Алёхин А. (1)
- Алмазов Б.Н. (6)
- Амфитеатров А.В. (1)
- Аничков Е. В. (0)
- Анненков П.В. (1)
- Анненский И. Ф. (0)
- Антонович М. А. (1)
- Арсеньев К.К. (1)
- Балталон Ц. П. (1)
- Батюшков К.Н. (3)
- Белая Г. А. (0)
- Белинский В.Г. (31)
- Бестужев А.А. (11)
- Бестужев Н.А. (1)
- Блок А.А. (1)
- Богданович А.И. (1)
- Бондаренко В. Г. (0)
- Боткин В.П. (0)
- Брюсов В.Я. (1)
- Вдовин А.В. (1)
- Венгеров С. А. (0)
- Вересаев В. В. (0)
- Воронцов А.В. (1)
- Вяземский П.А. (5)
- Галахов А.Д. (1)
- Ганиева А.А. (1)
- Герцен А.И. (15)
- Гиппиус З. Н. (0)
- Глинка Ф.Н. (1)
- Гнедич Н.И. (1)
- Гоголь Н.В. (5)
- Гончаров И.А. (1)
- Горлова Н. (1)
- Горький A.M. (8)
- Грибоедов А.С. (2)
- Григорьев А.А. (12)
- Гроссман Л.П. (1)
- Гумилев Н. С. (0)
- Данилевская М. Ю. (0)
- Данилкин Л.А. (1)
- Державин Г. Р. (1)
- Добролюбов Н.А. (3)
- Докусов А.М. (0)
- Дорошевич В.М. (1)
- Достоевский Ф.М. (1)
- Дружинин А.В. (11)
- Дудышкин С.С. (2)
- Егоров Б. Ф. (0)
- Елисеев Г.З. (1)
- Жуковский В.А. (4)
- Замятин Е. И. (0)
- Зубков К.Ю. (1)
- Иванов Г. В. (0)
- Иванова Н. Б. (0)
- Ивин А.Н. (1)
- Карамзин Н.М. (8)
- Катков М.Н. (1)
- Киреевский И. В. (2)
- Коган П. С. (0)
- Короленко В.Г. (3)
- Крылов В. Н. (0)
- Крылов И.А. (5)
- Кудрявцев П.Н. (3)
- Куницын А.П. (1)
- Курочкин В.С. (2)
- Кюхельбекер В.К. (10)
- Лаврентьев М. (1)
- Лахостский К.П. (0)
- Ленин В.И. (1)
- Леонтьев К.Н. (2)
- Ломоносов М.В. (8)
- Майков В.Н. (2)
- Мамардашвили М.К. (0)
- Маяковский В.В. (1)
- Меньшиков М.О. (2)
- Мережковский Д. С. (0)
- Мерзляков А.Ф. (1)
- Мордовченко Н.И. (1)
- Муравьев И.М. (0)
- Некрасов Н.А. (2)
- Новиков Н.И. (14)
- Огарев Н.П. (0)
- Одоевский А.И. (1)
- Оришин А.Д. (1)
- Островский А.Н. (3)
- Панаев И.И. (9)
- Петр I (1)
- Петрищев А.В. (1)
- Пирогов Л. (1)
- Писарев Д.И. (4)
- Плеханов Г.В. (2)
- Пнин И.П. (1)
- Подрезова Н.Н. (1)
- Полевой Н.А. (0)
- Прозоров В.В. (1)
- Прутков К. (2)
- Пушкин А.С. (18)
- Радищев А.Н. (4)
- Ремизова М. (1)
- Роднянская И.Б. (1)
- Розанов В.В. (1)
- Рылеев К.Ф. (1)
- Салтыков-Щедрин М.Е. (5)
- Свердлов М.Б. (1)
- Сидоров Е. В. (0)
- Слонимский Л.З. (1)
- Сомов О.М. (6)
- Степанов Е.В. (1)
- Степанов Н.Л. (0)
- Страхов Н.Н. (3)
- Строев П.М. (1)
- Сумароков А.П. (5)
- Толстой А.К. (1)
- Тредиаковский В.К. (6)
- Тургенев И.Н. (2)
- Успенский Г.И. (1)
- Фадеев А.А. (1)
- Федин К.А. (1)
- Филиппов Т.И. (4)
- Фонвизин Д.И. (2)
- Фризман Л.Г. (2)
- Фурманов Д.А. (1)
- Ходасевич В. Ф. (0)
- Хомяков А.С. (3)
- Чаадаев П.Я. (1)
- Чернышевский Н.Г. (9)
- Чехов А.П. (3)
- Чупрынин С.И. (3)
- Шайтанов И.О. (1)
- Шаляпин Ф.И. (1)
- Шаргунов С.А. (1)
- Шевырев С. П. (0)
- Шкловский В. Б. (0)
- Щеглова Е.П. (1)
- Эдельсон Е.Н. (5)

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) известен прежде всего как великий писатель, автор таких шедевров, как «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение». Однако его деятельность не ограничивалась только художественным творчеством — он также был глубоким мыслителем, публицистом и литературным критиком. Его критические взгляды на литературу и искусство были неотъемлемой частью его философских и этических исканий.
Литературно-критическая деятельность Льва Толстого
-
Эстетические взгляды:
-
Толстой считал, что искусство должно быть доступным и понятным широким массам. Он критиковал «искусство для искусства», утверждая, что оно оторвано от жизни и не выполняет своей главной функции — нравственного воспитания человека.
-
В своём трактате «Что такое искусство?» (1897) Толстой изложил свои взгляды на роль искусства. Он утверждал, что истинное искусство должно передавать чувства, объединяющие людей, и способствовать их духовному развитию.
-
-
Критика современников:
-
Толстой был строгим критиком многих своих современников. Например, он негативно отзывался о творчестве Шекспира, считая его произведения искусственными и далёкими от жизни. Эта позиция вызвала бурные споры в литературных кругах.
-
Он также критиковал декадентство и символизм, считая эти направления бесплодными и элитарными.
-
-
Отношение к классикам:
-
Толстой высоко ценил творчество Пушкина, особенно его прозу, считая её образцом ясности и простоты. Однако к некоторым произведениям Пушкина (например, к «Евгению Онегину») он относился скептически.
-
Он также восхищался Гоголем, особенно его ранними произведениями, такими как «Мёртвые души».
-
-
Критика собственного творчества:
-
В поздний период жизни Толстой стал крайне критично относиться к своим ранним произведениям, считая их излишне эстетскими и далёкими от истинных задач искусства. Например, он называл «Войну и мир» «многословной дребеденью».
-
-
Публицистика и статьи:
-
Толстой писал много статей на литературные и философские темы. В них он часто выступал против коммерциализации искусства, критиковал современную ему литературу за отсутствие нравственного содержания.
-
В статье «О Шекспире и о драме» (1903) он подробно разбирал творчество английского драматурга, выражая своё несогласие с его возвеличиванием.
-
-
Влияние на литературу:
-
Критические взгляды Толстого оказали значительное влияние на развитие русской и мировой литературы. Его идеи о простоте, искренности и нравственной ответственности искусства нашли отклик у многих писателей и мыслителей.
Значение критической деятельности Толстого
Лев Толстой как литературный критик был не менее радикален, чем как писатель. Его критика часто вызывала споры и даже возмущение, но она всегда была искренней и основывалась на глубоких философских убеждениях. Толстой стремился к тому, чтобы искусство служило высшим целям — объединению людей и их духовному совершенствованию.