Боткин В.П.
Боткин В.П.

Василий Петрович Боткин (1811, Москва — 1869, Санкт-Петербург) — русский очеркист, литературный критик, переводчик, сын крупного московского чаеторговца, старший брат знаменитого врача С.П. Боткина; «знаток классической литературы по всем отраслям искусства» (характеристика П.А. Бурышкина в книге «Москва купеческая»), по убеждениям – явный романтик (переводчик Э.Т.А. Гофмана!), волей обстоятельств оказавшийся в лагере дремучих реалистов – «современниковцев». Женатый на сестре Боткина Афанасий Фет, впрочем, пишет об этом купце-публицисте:


«Я не встречал человека, в котором стремление к земным наслаждениям выказывалось с такой беззаветной откровенностью, как у Боткина... Нигде стремление это не появлялось в такой полноте, как в клубе перед превосходною закускою» (Фет А. Воспоминания. М., 1890).


Некоторые факты из биографии:

В 1830-е годы увлекался романтизмом, переводил Э. Т. А. Гофмана. 
В 1835 году познакомился с В. Г. Белинским, вошёл в кружок Н. В. Станкевича. 
Публиковал статьи о музыке, живописи и литературе (в том числе цикл статей о творчестве У. Шекспира) в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и других. 
В первой половине 1840-х годов увлекался леворадикальными идеями, критиковал государство и церковь, в 1844 году в Париже встречался с К. Марксом и французскими социалистами. 
С 1847 года в журнале «Современник» выходили очерки «Письма об Испании», отразившие впечатления Боткина от поездки в Испанию (1846), а также переход на умеренно либеральные позиции. 
В 1850-е годы стал одним из создателей эстетической критики, отстаивал «теорию свободного искусства»: статьи «Об эстетическом значении новой фортепианной школы» (1850), «Стихотворения А. Фета» (1857) и другие. 
Под влиянием событий Польского восстания 1863–64 из либерала-западника превратился в консервативно настроенного монархиста. 
В 1850–60-х годах возглавлял семейное предприятие Боткиных — торговый дом «Петра Боткина сыновья». 

Боткин вместе с А. В. Дружининым и П. В. Анненковым развивал чисто эстетический подход к оценке художественных произведений.