Мамардашвили М.К.
Мамардашвили М.К.

Мераб Константинович Мамардашвили (1930, Гори, Грузия — 1990, Москва) — советский, российский и грузинский философ, специалист по философии сознания и истории философии.  

Некоторые факты из биографии:
В 1949–1954 годах учился на философском факультете МГУ (аспирантура в 1954–1957). 
Вместе с А. А. Зиновьевым, Г. П. Щедровицким и Б. А. Грушиным участвовал в работе созданного ими Московского логического кружка (1952–1957). 
В 1957–1960 и 1968–1974 годах работал в журнале «Вопросы философии». 
В 1961–1966 годах работал в Праге в журнале «Проблемы мира и социализма». 
В 1967–1968 годах заведовал отделом в Институте международного рабочего движения АН СССР. 
В 1974–1980 годах работал в Институте истории естествознания и техники в должности старшего научного сотрудника. 
С 1980 года работал в Институте философии Академии наук Грузии. 


Основные темы работ Мамардашвили — философия сознания, классический и неклассический идеал рациональности, философия и методология науки. 


Некоторые идеи философа:

Мамардашвили разграничивал «реальную философию» и философские системы. Реальная философия, по его мнению, занимается осмыслением фундаментальных вопросов человеческого существования, а не созданием догматических конструкций. 
Он предлагал несколько определений философии: «Сознание вслух» — способность человека формулировать и осознавать собственные мысли, «Узнавание того, что есть на самом деле» — философия помогает человеку понять, что происходит в реальности и даже предсказать собственные будущие чувства после осознания истинного значения происходящего, «Орудие самоконструирования человека» — поскольку человек, по Мамардашвили, не является чисто природным существом, его развитие и самоосознание выходят за рамки биологических законов. 

При жизни Мамардашвили были изданы три книги: «Формы и содержание мышления» (М., 1968), «Классический и неклассический идеалы рациональности» (Тбилиси, 1984) и «Как я понимаю философию» (М., 1990). 

За живую манеру и устный характер философствования, постоянную апелляцию в процессе лекций к жизненному опыту своих слушателей Мамардашвили прозвали «грузинским Сократом».