- История литературной критики в России
- критика и художественная литература
- Критика и эстетика
- Критика и социология
- Литературная критика сегодня
- Абдуллаев Е. (1)
- Адамович Г. В. (0)
- Аксаков И.С. (5)
- Аксаков К.С. (22)
- Александров Н.Д. (1)
- Алёхин А. (1)
- Алмазов Б.Н. (6)
- Амфитеатров А.В. (1)
- Аничков Е. В. (0)
- Анненков П.В. (1)
- Анненский И. Ф. (0)
- Антонович М. А. (1)
- Арсеньев К.К. (1)
- Балталон Ц. П. (1)
- Батюшков К.Н. (3)
- Белая Г. А. (0)
- Белинский В.Г. (31)
- Бестужев А.А. (11)
- Бестужев Н.А. (1)
- Блок А.А. (1)
- Богданович А.И. (1)
- Бондаренко В. Г. (0)
- Боткин В.П. (0)
- Брюсов В.Я. (1)
- Вдовин А.В. (1)
- Венгеров С. А. (0)
- Вересаев В. В. (0)
- Воронцов А.В. (1)
- Вяземский П.А. (5)
- Галахов А.Д. (1)
- Ганиева А.А. (1)
- Герцен А.И. (15)
- Гиппиус З. Н. (0)
- Глинка Ф.Н. (1)
- Гнедич Н.И. (1)
- Гоголь Н.В. (5)
- Гончаров И.А. (1)
- Горлова Н. (1)
- Горький A.M. (8)
- Грибоедов А.С. (2)
- Григорьев А.А. (12)
- Гроссман Л.П. (1)
- Гумилев Н. С. (0)
- Данилевская М. Ю. (0)
- Данилкин Л.А. (1)
- Державин Г. Р. (1)
- Добролюбов Н.А. (3)
- Докусов А.М. (0)
- Дорошевич В.М. (1)
- Достоевский Ф.М. (1)
- Дружинин А.В. (11)
- Дудышкин С.С. (2)
- Егоров Б. Ф. (0)
- Елисеев Г.З. (1)
- Жуковский В.А. (4)
- Замятин Е. И. (0)
- Зубков К.Ю. (1)
- Иванов Г. В. (0)
- Иванова Н. Б. (0)
- Ивин А.Н. (1)
- Карамзин Н.М. (8)
- Катков М.Н. (1)
- Киреевский И. В. (2)
- Коган П. С. (0)
- Короленко В.Г. (3)
- Крылов В. Н. (0)
- Крылов И.А. (5)
- Кудрявцев П.Н. (3)
- Куницын А.П. (1)
- Курочкин В.С. (2)
- Кюхельбекер В.К. (10)
- Лаврентьев М. (1)
- Лахостский К.П. (0)
- Ленин В.И. (1)
- Леонтьев К.Н. (2)
- Ломоносов М.В. (8)
- Майков В.Н. (2)
- Маяковский В.В. (1)
- Меньшиков М.О. (2)
- Мережковский Д. С. (0)
- Мерзляков А.Ф. (1)
- Мордовченко Н.И. (1)
- Муравьев И.М. (0)
- Некрасов Н.А. (2)
- Новиков Н.И. (14)
- Огарев Н.П. (0)
- Одоевский А.И. (1)
- Оришин А.Д. (1)
- Островский А.Н. (3)
- Панаев И.И. (9)
- Петр I (1)
- Петрищев А.В. (1)
- Пирогов Л. (1)
- Писарев Д.И. (4)
- Плеханов Г.В. (2)
- Пнин И.П. (1)
- Подрезова Н.Н. (1)
- Полевой Н.А. (0)
- Прозоров В.В. (1)
- Прутков К. (2)
- Пушкин А.С. (18)
- Радищев А.Н. (4)
- Ремизова М. (1)
- Роднянская И.Б. (1)
- Розанов В.В. (1)
- Рылеев К.Ф. (1)
- Салтыков-Щедрин М.Е. (5)
- Свердлов М.Б. (1)
- Сидоров Е. В. (0)
- Слонимский Л.З. (1)
- Сомов О.М. (6)
- Степанов Е.В. (1)
- Степанов Н.Л. (0)
- Страхов Н.Н. (3)
- Строев П.М. (1)
- Сумароков А.П. (5)
- Толстой А.К. (1)
- Толстой Л.Н. (1)
- Тредиаковский В.К. (6)
- Тургенев И.Н. (2)
- Успенский Г.И. (1)
- Фадеев А.А. (1)
- Федин К.А. (1)
- Филиппов Т.И. (4)
- Фонвизин Д.И. (2)
- Фризман Л.Г. (2)
- Фурманов Д.А. (1)
- Ходасевич В. Ф. (0)
- Хомяков А.С. (3)
- Чаадаев П.Я. (1)
- Чернышевский Н.Г. (9)
- Чехов А.П. (3)
- Чупрынин С.И. (3)
- Шайтанов И.О. (1)
- Шаляпин Ф.И. (1)
- Шаргунов С.А. (1)
- Шевырев С. П. (0)
- Шкловский В. Б. (0)
- Щеглова Е.П. (1)
- Эдельсон Е.Н. (5)
Мамардашвили М.К.

Мераб Константинович Мамардашвили (1930, Гори, Грузия — 1990, Москва) — советский, российский и грузинский философ, специалист по философии сознания и истории философии.
Некоторые факты из биографии:
В 1949–1954 годах учился на философском факультете МГУ (аспирантура в 1954–1957).
Вместе с А. А. Зиновьевым, Г. П. Щедровицким и Б. А. Грушиным участвовал в работе созданного ими Московского логического кружка (1952–1957).
В 1957–1960 и 1968–1974 годах работал в журнале «Вопросы философии».
В 1961–1966 годах работал в Праге в журнале «Проблемы мира и социализма».
В 1967–1968 годах заведовал отделом в Институте международного рабочего движения АН СССР.
В 1974–1980 годах работал в Институте истории естествознания и техники в должности старшего научного сотрудника.
С 1980 года работал в Институте философии Академии наук Грузии.
Основные темы работ Мамардашвили — философия сознания, классический и неклассический идеал рациональности, философия и методология науки.
Некоторые идеи философа:
Мамардашвили разграничивал «реальную философию» и философские системы. Реальная философия, по его мнению, занимается осмыслением фундаментальных вопросов человеческого существования, а не созданием догматических конструкций.Он предлагал несколько определений философии: «Сознание вслух» — способность человека формулировать и осознавать собственные мысли, «Узнавание того, что есть на самом деле» — философия помогает человеку понять, что происходит в реальности и даже предсказать собственные будущие чувства после осознания истинного значения происходящего, «Орудие самоконструирования человека» — поскольку человек, по Мамардашвили, не является чисто природным существом, его развитие и самоосознание выходят за рамки биологических законов.
При жизни Мамардашвили были изданы три книги: «Формы и содержание мышления» (М., 1968), «Классический и неклассический идеалы рациональности» (Тбилиси, 1984) и «Как я понимаю философию» (М., 1990).
За живую манеру и устный характер философствования, постоянную апелляцию в процессе лекций к жизненному опыту своих слушателей Мамардашвили прозвали «грузинским Сократом».