- История литературной критики в России
- критика и художественная литература
- Критика и эстетика
- Критика и социология
- Литературная критика сегодня
- Абдуллаев Е. (1)
- Адамович Г. В. (0)
- Аксаков И.С. (5)
- Аксаков К.С. (22)
- Александров Н.Д. (1)
- Алёхин А. (1)
- Алмазов Б.Н. (6)
- Амфитеатров А.В. (1)
- Аничков Е. В. (0)
- Анненков П.В. (1)
- Анненский И. Ф. (0)
- Антонович М. А. (1)
- Арсеньев К.К. (1)
- Балталон Ц. П. (1)
- Батюшков К.Н. (3)
- Белая Г. А. (0)
- Белинский В.Г. (31)
- Бестужев А.А. (11)
- Бестужев Н.А. (1)
- Блок А.А. (1)
- Богданович А.И. (1)
- Бондаренко В. Г. (0)
- Боткин В.П. (0)
- Брюсов В.Я. (1)
- Вдовин А.В. (1)
- Венгеров С. А. (0)
- Вересаев В. В. (0)
- Воронцов А.В. (1)
- Вяземский П.А. (5)
- Галахов А.Д. (1)
- Ганиева А.А. (1)
- Герцен А.И. (15)
- Гиппиус З. Н. (0)
- Глинка Ф.Н. (1)
- Гнедич Н.И. (1)
- Гоголь Н.В. (5)
- Гончаров И.А. (1)
- Горлова Н. (1)
- Горький A.M. (8)
- Грибоедов А.С. (2)
- Григорьев А.А. (12)
- Гроссман Л.П. (1)
- Гумилев Н. С. (0)
- Данилевская М. Ю. (0)
- Данилкин Л.А. (1)
- Добролюбов Н.А. (3)
- Докусов А.М. (0)
- Дорошевич В.М. (1)
- Достоевский Ф.М. (1)
- Дружинин А.В. (11)
- Дудышкин С.С. (2)
- Егоров Б. Ф. (0)
- Елисеев Г.З. (1)
- Жуковский В.А. (4)
- Замятин Е. И. (0)
- Зубков К.Ю. (1)
- Иванов Г. В. (0)
- Иванова Н. Б. (0)
- Ивин А.Н. (1)
- Карамзин Н.М. (8)
- Катков М.Н. (1)
- Киреевский И. В. (2)
- Коган П. С. (0)
- Короленко В.Г. (3)
- Крылов В. Н. (0)
- Крылов И.А. (5)
- Кудрявцев П.Н. (3)
- Куницын А.П. (1)
- Курочкин В.С. (2)
- Кюхельбекер В.К. (10)
- Лаврентьев М. (1)
- Лахостский К.П. (0)
- Ленин В.И. (1)
- Леонтьев К.Н. (2)
- Ломоносов М.В. (8)
- Майков В.Н. (2)
- Мамардашвили М.К. (0)
- Маяковский В.В. (1)
- Меньшиков М.О. (2)
- Мережковский Д. С. (0)
- Мерзляков А.Ф. (1)
- Мордовченко Н.И. (1)
- Муравьев И.М. (0)
- Некрасов Н.А. (2)
- Новиков Н.И. (14)
- Огарев Н.П. (0)
- Одоевский А.И. (1)
- Оришин А.Д. (1)
- Островский А.Н. (3)
- Панаев И.И. (9)
- Петр I (1)
- Петрищев А.В. (1)
- Пирогов Л. (1)
- Писарев Д.И. (4)
- Плеханов Г.В. (2)
- Пнин И.П. (1)
- Подрезова Н.Н. (1)
- Полевой Н.А. (0)
- Прозоров В.В. (1)
- Прутков К. (2)
- Пушкин А.С. (18)
- Радищев А.Н. (4)
- Ремизова М. (1)
- Роднянская И.Б. (1)
- Розанов В.В. (1)
- Рылеев К.Ф. (1)
- Салтыков-Щедрин М.Е. (5)
- Свердлов М.Б. (1)
- Сидоров Е. В. (0)
- Слонимский Л.З. (1)
- Сомов О.М. (6)
- Степанов Е.В. (1)
- Степанов Н.Л. (0)
- Страхов Н.Н. (3)
- Строев П.М. (1)
- Сумароков А.П. (5)
- Толстой А.К. (1)
- Толстой Л.Н. (1)
- Тредиаковский В.К. (6)
- Тургенев И.Н. (2)
- Успенский Г.И. (1)
- Фадеев А.А. (1)
- Федин К.А. (1)
- Филиппов Т.И. (4)
- Фонвизин Д.И. (2)
- Фризман Л.Г. (2)
- Фурманов Д.А. (1)
- Ходасевич В. Ф. (0)
- Хомяков А.С. (3)
- Чаадаев П.Я. (1)
- Чернышевский Н.Г. (9)
- Чехов А.П. (3)
- Чупрынин С.И. (3)
- Шайтанов И.О. (1)
- Шаляпин Ф.И. (1)
- Шаргунов С.А. (1)
- Шевырев С. П. (0)
- Шкловский В. Б. (0)
- Щеглова Е.П. (1)
- Эдельсон Е.Н. (5)
Державин Г. Р.
Г. Р. Державин (1743–1816) был не только поэтом, но и теоретиком литературы, написал ряд теоретических работ, в том числе «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде». В этом произведении Державин отказался от классицистических норм и показал готовность отойти от общепринятых норм литературно-критического очерка как по форме, так и по содержанию. Его взгляды на язык и литературу отражают стремление к сохранению национальной самобытности, обогащению русского литературного языка и выражению глубоких философских идей через поэзию.
Державин был сторонником активного развития и обогащения русского языка. Он считал, что язык должен быть живым, выразительным и способным передавать богатство мыслей и чувств. В своих произведениях он стремился использовать разнообразные стилистические приемы, чтобы сделать язык более гибким и эмоционально насыщенным. Державин активно использовал просторечие, архаизмы и иностранные заимствования, создавая уникальный поэтический стиль, который сочетал в себе элементы высокой поэзии и народной речи.
Державин выступал против строгих канонов классицизма, которые ограничивали свободу выражения поэта. Он утверждал, что литература должна отражать реальность жизни, а не следовать жестким правилам. В своем творчестве он обращался к различным жанрам и темам, от оды до сатиры, что позволило ему выразить широкий спектр человеческих эмоций и переживаний.
Гавриил Романович Державин, также проявил себя как оригинальный мыслитель и литературный критик своего времени. Хотя критика не стала основным направлением его деятельности, его размышления о литературе, языке и искусстве имели большое значение для развития русской культуры.
Державин был сторонником активного развития и обогащения русского языка. Он считал, что язык должен быть живым, выразительным и способным передавать богатство мыслей и чувств. В своих произведениях он стремился использовать разнообразные стилистические приемы, чтобы сделать язык более гибким и эмоционально насыщенным. Державин активно использовал просторечие, архаизмы и иностранные заимствования, создавая уникальный поэтический стиль, который сочетал в себе элементы высокой поэзии и народной речи.
Державин выступал против строгих канонов классицизма, которые ограничивали свободу выражения поэта. Он утверждал, что литература должна отражать реальность жизни, а не следовать жестким правилам. В своем творчестве он обращался к различным жанрам и темам, от оды до сатиры, что позволило ему выразить широкий спектр человеческих эмоций и переживаний.
Гавриил Романович Державин, также проявил себя как оригинальный мыслитель и литературный критик своего времени. Хотя критика не стала основным направлением его деятельности, его размышления о литературе, языке и искусстве имели большое значение для развития русской культуры.
Основные аспекты литературной критики Державина
Обогащение русского языка:Державин был сторонником обновления и расширения возможностей русского языка. Он критиковал излишнюю зависимость от иностранных заимствований и подчеркивал необходимость сохранения национального колорита. В своих стихах и статьях он предлагал обогащать литературный язык элементами живой разговорной речи, что было новаторством для того времени.
Критика классицизма: Хотя Державин принадлежал к эпохе классицизма, он не был сторонником строгого соблюдения всех его правил. Он выступал против чрезмерной формализации и условностей, считая, что литература должна быть ближе к реальной жизни и человеческой природе. Его знаменитая ода "Фелица" (1782) была написана с явным нарушением классических норм, что вызвало резонанс среди современников.
Понимание роли поэта: Державин рассматривал поэта как творца, который должен выражать глубокие мысли и чувства, а не просто следовать установленным канонам. Он верил, что истинный талант проявляется в способности сочетать интеллектуальное содержание с эмоциональной глубиной.
Литературная полемика: В своих критических заметках и публичных выступлениях Державин участвовал в дискуссиях о развитии русской литературы. Он защищал право поэта на индивидуальность и оригинальность, выступая против тех, кто считал, что искусство должно подчиняться строгим нормам и правилам.
Идеология творчества: Для Державина литература была средством выражения моральных и гражданских идеалов. Он считал, что писатель должен воспитывать читателя, прививать ему высокие нравственные ценности и патриотизм. Это особенно заметно в его поздних произведениях, где он поднимает вопросы государственного устройства и общественного блага.
Хотя вклад Державина в литературную критику не столь велик, как его поэтическое наследие, его идеи и размышления оказали значительное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Он заложил основы для перехода от строгого классицизма к сентиментализму и романтизму, подчеркивая важность индивидуальной свободы творчества и близости искусства к жизни.
Обогащение русского языка:Державин был сторонником обновления и расширения возможностей русского языка. Он критиковал излишнюю зависимость от иностранных заимствований и подчеркивал необходимость сохранения национального колорита. В своих стихах и статьях он предлагал обогащать литературный язык элементами живой разговорной речи, что было новаторством для того времени.
Критика классицизма: Хотя Державин принадлежал к эпохе классицизма, он не был сторонником строгого соблюдения всех его правил. Он выступал против чрезмерной формализации и условностей, считая, что литература должна быть ближе к реальной жизни и человеческой природе. Его знаменитая ода "Фелица" (1782) была написана с явным нарушением классических норм, что вызвало резонанс среди современников.
Понимание роли поэта: Державин рассматривал поэта как творца, который должен выражать глубокие мысли и чувства, а не просто следовать установленным канонам. Он верил, что истинный талант проявляется в способности сочетать интеллектуальное содержание с эмоциональной глубиной.
Литературная полемика: В своих критических заметках и публичных выступлениях Державин участвовал в дискуссиях о развитии русской литературы. Он защищал право поэта на индивидуальность и оригинальность, выступая против тех, кто считал, что искусство должно подчиняться строгим нормам и правилам.
Идеология творчества: Для Державина литература была средством выражения моральных и гражданских идеалов. Он считал, что писатель должен воспитывать читателя, прививать ему высокие нравственные ценности и патриотизм. Это особенно заметно в его поздних произведениях, где он поднимает вопросы государственного устройства и общественного блага.
Хотя вклад Державина в литературную критику не столь велик, как его поэтическое наследие, его идеи и размышления оказали значительное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Он заложил основы для перехода от строгого классицизма к сентиментализму и романтизму, подчеркивая важность индивидуальной свободы творчества и близости искусства к жизни.