Статья написана в связи с постановкой «Гамлета» Московским императорским театром.
Она состоит из двух частей — теоретической, содержащей размышления Белинского о героях трагедии и о Шекспире, и практической — комментариев по впечатлениям критика от игры Мочалова в роли Гамлета в нескольких спектаклях.
В работе автор исследует проблему реализма и проблему трагического героя в драмах Шекспира, развивает своё понятие о реализме как о художественном методе, основанном на объективном отношении к действительности.
В книге анализируется игра актёра П. С. Мочалова в роли Гамлета; показывается, что актёр с особенной силой сумел воплотить основное в образе героя — «несообразность действительности с его идеалом жизни».
Книга адресована театроведам, литературоведам, историкам, культурологам, студентам гуманитарных вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся театральным искусством и его историей.
Статья опубликована в сборнике «Собрании сочинений Виссариона Белинского в трёх томах» с указанием издательства: «В. Г. Белинский. Собрание сочинений в 3 томах» (Москва: Гослитиздат, 1948)